Евангелист Матфей собрал самое главное из сказанного Господом о том, как должно Его ученикам вести себя по отношению к Богу, ближним и самому себе в 5,6 и 7 главах написанного им Евангелия. Этот отрывок носит название «Нагорная проповедь», и каждому из нас необходимо хорошо знать эту проповедь и следовать ей. Коснемся здесь того, что видится самым главным.
Начинается «Нагорная проповедь» «Заповедями Блаженств». Слово «блаженство» иногда переводят как «счастье». Это и так и не так. Блаженство — больше, чем счастье! Блаженство — высшее из состояний, которое может переживать человек. По-настоящему блажен лишь Бог, а мы — в той мере, в какой соединимся с Ним. И никакое земное счастье несравнимо с тем блаженством, которое ожидает верных Господу. Как говорит Писание, «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Кто же может достигнуть этого блаженства? Нагорная проповедь начинается заповедями, отвечающими на этот вопрос:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…» (Мф.5:3-12).
У читающего эти в общем-то вполне понятные слова вопросы обычно вызывает первая заповедь. Почему блаженны «нищие духом»? Разве не наоборот? Разве не должны мы стремиться быть духовно богатыми людьми?
Но «нищета духа» вовсе не есть нечто противоположное духовному богатству. Ведь кто такой «нищий» в обычном понимании этого слова? Тот, кто не имеет ничего своего, чья жизнь целиком зависит от милости окружающих.
«Нищий духом» — тот, кто смиренно осознает, что вся его жизнь в руках Божиих, все, что он имеет — не его, а Божие. Все дарования, таланты, способности — дары Божие, любой успех, любая радость не его заслуга, а милость Божия, за которую надо непрестанно благодарить.
О том, как высоко и как ответственно призвание христианина говорят следующие слова Спасителя:
«Вы — соль земли…. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:13-16).
Иисус Христос углубил понимание шестой заповеди, запрещавшей убийство: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» (Мф.5:21-22). Действительно, убийство лишь последний шаг на том пути, который начинается ненавистью к ближнему. Сделав первый шаг, точно ли знаешь, что не дойдешь и до последнего?
Мир с Богом невозможен без мира с ближними, поэтому, читаем дальше, «… если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).
Гораздо строже чем прежде в устах Иисуса Христа звучит седьмая заповедь, запрещающая прелюбодейство: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Строгость эта понятна. Большое зло начинается с малого и кажущегося невинным. Но, как говорится, «скажешь «А», придется сказать и «Б», а там и «В» и «Г»». Важнейшие наши действия, как добрые, так и недобрые, начинаются с того, что совершается в сердце. А сердце во многом живет тем, на что и как взирают наши глаза, которые святитель Иоанн Златоуст называл «руками души». И поэтому: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:22-23)
Многое из сказанного Иисусом Христом понятно и легко принимается каждым человеком, душа которого направлена к добру. Но так ли просто понять и принять следующее: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф.5:38-44).
Как бы не трудно было это принять и еще труднее исполнить, для нас открыто и навеки заповедано: Зло нельзя победить злом, можно только любовью. Прекрасным комментарием к этим «неисполнимым» заповедям пусть будет сказанное Ф.М. Достоевским: «Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «взять ли силой, али смиренною любовью?» Всегда решай: «возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное — страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего».
О том, что это так, что только любовь непобедима, свидетельствует вся история Церкви Христовой, множество примеров святых. Каждый христианин должен знакомиться с житиями святых и утверждаться на их примере в том, что многое кажущееся неисполнимым вполне исполнимо, когда совершается в Духе Святом.
Одна из бед, одна из ошибок множества людей — большая забота о «внешнем» нежели о «внутреннем». И в Нагорной проповеди, и во многих других местах Евангелия Господь многократно напоминает нам: должно быть все наоборот: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф.6:1-6)
Любовь всегда предполагает общение между любящими. Так бывает между людьми, так же должно быть между человеком и Богом. Бог непрестанно обращается к каждому из нас, но не всегда человек умеет слушать Его. Одним из важнейших способов услышать Его голос и понять Его волю о нас — чтение и изучение Священного Писания, особенно Евангелия. Общение, однако, должно быть взаимным. Сердце христианина должно не только слушать, но и говорить с Богом. Это совершается в молитве, без которой невозможно полноценно жить верующему. Поэтому одной из важнейших книг, которую должен иметь каждый христианин, является «Молитвослов». Здесь собраны молитвы, с которыми обращались к Богу те, кто был к Нему неизмеримо ближе, чем мы, кому Сам Господь открыл, каким словами следует с Ним говорить. Пусть не смущает нас, что Церковь предлагает нам молиться «чужими» словами. По мере углубления в смысл молитв, мы непременно ощущаем, что слова их перестают быть «чужими», становятся подлинно своими. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос дает нам образец того, как обращаться должны мы к Отцу Небесному: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф.6:9-13) Эту важнейшую молитву каждый должен знать наизусть.
Наряду с молитвой жизнь христианина должна включать и пост. Пост — время усиленной работы над собой, включающей с одной стороны самоограничение, с другой — усиление духовной работы: молитвы, чтения, дел милосердия. Мы отказываемся от мясной и молочной пищи, а при строгом посте и от рыбы, от развлечений, всякого рода увеселений и пр., словом от всего, что, быть может, и не греховно само по себе, но отвлекает от главного: искания Царства Божия. Осознанный и добровольный пост всегда очищает и душу и тело, обновляет нас, делает гораздо более способными услышать Голос Божий, умножает духовные силы. Важнейшим из постов является Великий Пост, предваряющий Пасху, помогающий нам глубже пережить скорбь и страдания последних дней земной жизни Господа, а затем — радость Воскресения Христова. Как и любое богоугодное дело, пост не должен быть показным. Господь говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф.6:16-18)
Всю свою жизнь человек что-то приобретает, собирает, копит. Это понятно, естественно и правильно. Важно только не перепутать настоящие ценности с фальшивыми, вечное с тем, что рано или поздно будет отнято. Об этом так предупреждает нас Нагорная Проповедь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Мф.6:19-21) Вечные сокровища — все, сделанное нами во имя Христа, все совершенное во славу Божию, все, проникнутое любовью. Даже самое малое из этого не погибнет, ибо, как сказал Господь в другой раз, «… кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42).
Что отравляет нашу жизнь более, чем заботы, тревоги, всякого рода страхи? Как радостно читать слова, в которых Господь велит нам освободиться от всего этого!
«… не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». (Мф.6:25-33)
Только не надо думать, что таким образом Господь поощряет безделье и безответственность. Речь идет о другом. Конечно, каждый должен трудиться по мере сил, добросовестно и усердно совершать то дело, которому служит. Но эти законные заботы о хлебе насущном, о благосостоянии семьи не должны господствовать в нашем сердце над всем остальным, как это у многих бывает. Не об этом надо переживать, не того бояться, что останемся без средств. Не останемся! — обещает Господь. Он знает наши нужды и поможет там, где наших сил будет недостаточно. Однако слова эти обращены не ко всем. Есть ведь у них и продолжение: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Иначе говоря, тот, кто главной заботой своей жизни сделал искание Царства Божия, то есть стремление быть верным правде Божией, строить свою жизнь по Евангелию, посвятить ее любви к Богу и к ближнему, должен быть уверен: Господь не оставит его в нужде и укажет выход в любой «безвыходной» ситуации.
Далее в Своей проповеди Господь говорит о требовании, которое кажется совсем простым, пока не начал стараться его исполнить. Но, едва начав, убеждаемся, что на деле исполнить эту заповедь очень-очень трудно, и очень немногим удается. «Не судите, да не судимы будете…» (Мф.7:1).
В самом деле, что проще! И ведь какое прекрасное обетование с этим связано: «… НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ…»! Не говори и не думай ни о ком, что он хуже тебя, и вот — Страшный Суд уже тебе не страшен! Однако даже такая прекрасная перспектива не делает большинство из нас способными уклониться от осуждения ближних. Не ему ли посвящена львиная доля разговоров людей между собой. Лишь достигшие очень большой духовной высоты смогли освободиться от этой слабости. Стремлением к такой высоте должна быть наполнена жизнь христианина.
Господь всегда слышит наши молитвы и видит наши усилия. И, чтобы мы не унывали и не ослабевали, уверяет нас: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8). Только и мы в свою очередь должны слышать тех, кто обращается к нам, давать просящим и отворять стучащимся. «Итак, — говорит Господь, — во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф.7:12).
Жизнь христианина не бывает легкой. Об этом нас тоже предупреждает Господь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). И это понятно. Ведь только непрестанно поднимаясь, можно достигнуть небес, а подъем всегда труднее, чем спуск.
«Итак, — завершает Иисус Христос Свою проповедь, — всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:24-27).
Таким же строительством «дома на песке» можно назвать и жизнь человека, принявшего крещение, но так и не пришедшего по-настоящему в Церковь. Не просто называться православным христианином, а стараться быть им на самом деле — вот созидание «дома на камне», который ничем и никем не сможет быть разрушен.
Протоиерей Игорь Гагарин
https://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin