Молодёжный клуб «ВОСКРЕСЕНИЕ»
 Ждём вас в трапезной на втором этаже храма.  
Для начала оповещения о клубных встречах можно отправить письмо на электронный адрес pub@sgprihod.ru, тему письма указать "хочу рассылку"

Наша кнопка



Получить код

Добрый день, уважаемые юноши, девушки и  их родители! 

 подростковый  клуб

«ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ»

сообщает об изменении времени встреч

По благословению настоятеля храма прот. Владимира Тер-Аракельянца

чаепития клуба проходят

1 раз в 2 недели

в ВОСКРЕСЕНЬЕ в 14.00

в трапезной храма св. вмч Георгия Победоносца  (пр. Коммунистический 38 б)

С собой хорошее настроение, жизненно важные вопросы, друзей и вкусности к чаю.

 

тел. руководителя 89281795339

(следите за рассылкой)

 

2010 год

Роль семьи в воспитании здоровой личности

Панькова Ирина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
факультета психологии ЮФУ


2010 г.


Воспитание физическое, психическое, духовно-нравственное начинается в семье. Это азбучная истина. Но сама современная семья часто не обладает достаточным потенциалом для воспитания здоровой личности. В таком случае мы получаем проблемы, которые перерастают рамки семьи и превращаются в проблемы общенационального масштаба: растет количество психически неуравновешенных, обездоленных, брошенных — одним словом нелюбимых и ненужных детей, пополняющих ряды маргиналов, экстремистских и террористических группировок. Где искать ресурсы для реализации семьей заложенного в ней потенциала?
Мы рассматриваем проблему воспитания здоровой личности в контексте духовной культуры православия. Такой методологический подход обусловлен исключительным положением православной духовной культуры, на основе которой на протяжении многих столетий формировалась отечественная традиция семейного воспитания.   В чем актуальность и социально-педагогическое значение данной темы?

Проблема здоровья, в широком его понимании как здоровья духовно-нравственного, психического и физического, была и будет одной из важных социальных проблем общества. Неуклонно растет число людей, которые имеют проблемы со здоровьем и нуждаются в специальной помощи. Кризис культуры, о котором сейчас много говорят и пишут, по своей сути является кризисом личности. Многие исследователи замечают такие явления, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм — на фоне девальвации ценностей, связанных со служением обществу, государству, людям.

Предлагаются различные пути разрешения кризиса. На наш взгляд, важен педагогический подход к разрешению данной проблемы. Это особенно актуально в связи с тем, что в современную педагогику входит большое количество различных, как сейчас принято говорить, педагогических рисков. Они приходят в виде  новых учений, концепций, в основе каждой из которых лежит свое понимание смысла и цели человеческого бытия, свое понимание нравственных ценностей, то есть свое мировоззрение.

При изложении православного понимания личности применительно к сфере гуманитарных наук возникает затруднение, связанное с отсутствием общей терминологии. Исследователи отмечают, что за терминологической проблемой стоит проблема более существенная, которую можно назвать проблемой несоответствия онтологий, ведь сами термины отражают различные базовые принципы и предпосылки, и даже различные мировоззренческие установки, характерные для различных научных теорий.

Основное назначение культуры, как это понимается в Православии, — «обработка человека», созидание человеком самого себя с Божией помощью. Культура по своей сути призвана выявлять и обнаруживать жизнь человеческого духа. Культура наследуется в традиции не только (а может, и не столько) умом, но и всем существом человека, что естественным образом происходит в условиях семьи. Идея постижения истины целостным человеком заложена русскими философами-славянофилами И.В. Киреевским, А.С. Хомяковым и Ю.Ф. Самариным. Вся православная традиция, включающая наряду с вероучением и таинствами, богослужение, православные праздники, посты, чтение ежедневных молитв, почитание икон, паломничества, поклоны способствуют совлечению «ветхого человека».

Нравственные категории мощного воздействия христианства на культуру России определяли и определяют во многом идеалы истинно человеческих, гуманных семейных отношений. Под непосредственным влиянием православного мировоззрения происходило становление совокупности нравственных понятий, принципов, этических норм, которые являются основой современной не только русской, но и общечеловеческой духовной культуры.  Православная духовность — это земной опыт жизни во Христе, атмосфера деяний нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом состоянии, но о единении человека с Богом.

Под влиянием православной культурной традиции складывались и принципы российской народной педагогики, отраженные в пословицах и поговорках, колыбельных песнях, в самом укладе жизни российской патриархальной семьи, в тех поучениях, которые родители давали своим детям.  Почтительное отношение детей к родителям, забота родителей о нравственном здоровье детей, взаимная любовь и ответственность, воспитание трудолюбия как коренного свойства человека, стойкости и терпения в жизненных испытаниях, верности данному слову — в основе этих принципов народной педагогики лежит христианская мораль.

Поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Тема здоровья, воспитания здоровой личности активно обсуждается сейчас в педагогической литературе. Однако, при этом ни один педагогический, психологический и философский словарь не дает определения понятия «здоровая личность».

Для дальнейшего рассмотрения темы попытаемся описать представление о здоровой личности в духовной культуре  Православия. Хотя считаем необходимым согласиться с высказыванием одного из крупнейших в мире знатоков восточнохристианской духовности — о. Томаша Шпидлика, которое он делает, обобщая  работы русских религиозных мыслителей о. Павла Флоренского, Владимира Лосского, о. Сергия Булгакова и других. Он пишет, что Личность — это тайна. Свободу и любовь, эти составные элементы личности, нельзя постичь с помощью рациональных категорий. О. Томаш, анализируя их тексты, далее пишет, что человеческая личность не может быть выражена понятиями «она ускользает от всякого рационального определения, и даже не поддаётся описанию» (Вл. Лосский).

О. Павел Флоренский утверждал, что можно лишь создать символ коренной характеристики личности, или же значок, слово, и, не определяя его, ввести формально систему других слов. Православный взгляд на человека дает нам возможность «лишь создать символ коренной характеристики здоровой личности», сформулировать следующее рабочее определение: здоровая личность — это личность иерархически-гармоническая, духовно-нравственная, творческая. Следовательно, приоритет в ее воспитании принадлежит духовно-нравственной составляющей, отражающей степень осознанности бытия человеком, его стремление к самосовершенствованию,  к осознанному, ответственному, творческому отношению к своей и чужой жизни, с приоритетом таких духовных потребностей, как творчество, любовь, познание, с приобщением к духовным традициям своего народа.

Известный русский философ Иван Александрович Ильин, говоря о характере творчества христианской культуры, подчеркивал, что он не может быть принудительным, насильственным. Иначе он не будет соответствовать духу Христа и Евангелия и потому — просто не состоится. Духовно-нравственное воспитание сродни творчеству христианской культуры, идущему от любящего сердца и совершающимся в порядке свободного творчества, что органично может быть (или не быть) реализовано в условиях семейного воспитания.

*Статья публиковалась в рамках Материалов 2-й Международной научно-практической конференции «Кавказ ― наш общий дом», 2010 г.
 

Скачать в формате *.doc