Молодёжный клуб «ВОСКРЕСЕНИЕ»
 Ждём вас в трапезной на втором этаже храма.  
Для начала оповещения о клубных встречах можно отправить письмо на электронный адрес pub@sgprihod.ru, тему письма указать "хочу рассылку"

Наша кнопка



Получить код

Добрый день, уважаемые юноши, девушки и  их родители! 

 подростковый  клуб

«ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ»

сообщает об изменении времени встреч

По благословению настоятеля храма прот. Владимира Тер-Аракельянца

чаепития клуба проходят

1 раз в 2 недели

в ВОСКРЕСЕНЬЕ в 14.00

в трапезной храма св. вмч Георгия Победоносца  (пр. Коммунистический 38 б)

С собой хорошее настроение, жизненно важные вопросы, друзей и вкусности к чаю.

 

тел. руководителя 89281795339

(следите за рассылкой)

 

2009 год

Просвещение / Библиотека on-line / Статьи / Педагогика, психология / Панькова Ирина Ивановна / 2009 год / Здоровье молодого поколения ― социокультурная составляющая

Здоровье молодого поколения ― социокультурная составляющая

Панькова Ирина Ивановна

Южный федеральный университет
                                             
2009 г.

Для современной науки характерно смещение акцентов с интерпретации здоровья преимущественно как биологического или психофизиологического феномена, относящегося к сфере индивидуального бытия, на социально-ориентированнный подход к трактовке здоровья. Он исходит из положения  «Человеческая природа — это социокультурная переменная (или функция культуры)» [1].   По мнению В.М. Розина, здоровье — это социальное явление и оно представляет собой проекцию и объективацию сложной системы дискурсов. Иными словами, здоровье можно определить как «социальный артефакт, который осознается в превращенной форме (как естественный феномен» [2,21]). В таком случае актуализируется социально-культурологическая составляющая в  работе по воспитанию здорового поколения.

Известный факт, что фундамент здоровья населения России заложен многими поколениями наших предков. Современность сильно расшатала доставшийся по наследству мощный фундамент. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к любому из многочисленных источников, посвященных вопросам состояния здоровья населения нашей страны. Будущее России закладывается в сегодняшних школьниках и студентах. От того насколько успешно будет идти процесс их вхождения в активную жизнь, их самоидентификации будет зависеть их здоровье: физическое, психическое, социальное, духовное. Важным фактором самоидентификации является отечественная культура.

Анализировать социокультурную составляющую здоровья, с нашей точки зрения, плодотворно в контексте религиозных взглядов, характеризующих развитие данного общества. В историческом развитии нашей страны такого рода анализ тесно связан с рассмотрением отечественной православной культурной традиции. Предлагаемое методологическое решение связано с проблемой исключительного положения «православной культурной традиции», на базе которой формировалась отечественная образовательная парадигма на протяжении многих столетий, и лишь с приходом советской эпохи она ушла в тень, а ныне к ней возвращаются многие отечественные ученые.

При этом важно определиться с базовыми представлениями не только о здоровье, но и о человеке. Современное учение о человеке возвращается к тем идеям, которые лежат в основе христианской антропологии. Европейская культура и наука выросли на базе христианского мировоззрения. Нами рассмотрен феномен человека и его здоровья, исходя из основных постулатов православной антропологии.
Отметим в контексте нашего рассмотрения, что само понятие здоровья приобретает в современную эпоху также ряд экзистенциальных коннотаций. Понимая здоровье именно как экзистенциальную ценность, мы хотим расширить значение этого понятия. Экзистенциальная интерпретация человека, как она представлена в учении немецкого философа Мартина Хайдеггера, утверждает, что он не является изолированным субъектом, вступающим в различные социальные взаимодействия или отношения с окружающей действительностью в целом. Человеческое существование — это «бытие-в-мире». Человек, теряя мировоззренческие координаты и ценностное измерение своей жизни, теряет контроль над собой, перестаёт понимать, зачем ему жить, а, следовательно, просто из «чувства абсурдности» может решиться на реализацию любого, самого маргинального сценария своей жизни.

Антропологический кризис и деонтологизация культуры, одной из фундаментальных компонент которой предстаёт ценностно-духовная девальвация, являются фоном личной психологической дезориентированности и  физического нездоровья. И решение этих проблем не может быть обеспечено только «методически-автоматизированным» устранением тех или иных локальных последствий этого тотального кризиса в условиях проявления кризиса духовности и телесности человека.

Образование, понятое как автоматизированный (механический) процесс и западная позитивистская парадигма, задающая тон такому ракурсу его восприятия, неспособны помочь нам понять, почему хорошие ученики, получающие оценки «отлично», живущие в благополучных с материальной точки зрения семьях почему-то заболевают венерическими заболеваниями после ранних половых связей, принимают наркотики и совершают самоубийства. И возможно ли только при совершенстве педагогической тактики, методической и технической базы, повышения грамотности педагогов и родителей в вопросах здоровья помочь преодолеть школьникам то, что часто стоит за различными вредными привычками — экзистенциальный вакуум и смысложизненная дезориентация?

Важно отметить, что именно экзистенциальный вакуум и фрустрированность в отношении положительных ценностней создают атмосферу, в которой создаётся почва и для различных психофизиологических расстройств и соматических заболеваний. Переосмысление ценности бытия человека в контексте его реонтологизации только и может помочь понять истинные ориентиры в воспитании здорового подрастающего поколения. Общекультурная тенденция к нивелированию человеческого бытия к «потребительскому комфорту», удаление от ценностно-критической рефлексии на приобретаемый культурный и житейский опыт, отказ от экзистенциального вопрошания о смысле своей жизни всё настойчивее задают тон формированию того, что современный писатель В. Пелевин назвал «generation P» — поколение тех, кто «берёт от жизни всё» и интерпретирует жизнь как «выгорание до тла».

Обращение к духовным началам личностного развития учащихся составляет основу сохранения и развития физического, психического и социального здоровья.

Образовательный процесс как трансляция культуры и определённых духовно-нравственных идеалов неизбежно обращён к конкретным молодым людям, которые нуждаются не только в приобретении определённых навыков и суммы знаний, но также и в определённом ориентировании в социокультурной среде, мировоззренческой целостности и экзистенциальном иммунитете, при отсутствии которых неуклонно растёт число жертв наркомании, суицидов, повышенной стрессовости жизни.

Проблематично заниматься формированием сознательного отношения к своему здоровью у отдельно взятого человека. Необходимо работать с определенной социальной группой, в нашем случае — с группой студентов, школьников. Причем следует создавать определенный социокультурный фон, который формируется обращением к православной культурной традиции. Духовно-нравственные ценности отечественной культуры, базирующиеся на православии, имеют смыслообразующий характер и являются краеугольным камнем мировоззрения, способствуют успешной самоидентификации учащихся.

В нашем исследовании обосновывается православный взгляд на социальное здоровье — неравнодушие человека к человеку, нравственную суть человеческих отношений. Дается понятие соборности как органического типа социального связывания и ее культурологическая характеристика.    

Программа социализации подростков и молодежи, базирующаяся на глубинных архетипических чертах национального сознания, адаптированная к реалиям дня, имеет серьезные основания быть эффективным фактором сохранения и укрепления здоровья молодого поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.,1995, с. 37-80.

2.  Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. – «Мир психологии», №1(21), Москва-Воронеж,2000. – с.12-30.



*Статья публиковалась в рамках Материалов 4-й всероссийской конференции «Сорокинские чтения: Отечественная социология: обретение будущего через прошлое», проходившей 1-2 декабря 2008 г. в ЮФО. М.-Ростов-на-Дону, 2009 г.
 

Скачать в формате *.doc